Во всех ты, душенька, нарядах хороша...

Mars
Не в сети
Зарегистрирован: 16/08/2012

 

Во всех ты, душенька, нарядах хороша...

 

Исторические и эротические мотивы в вопросе эволюции гимнастического купальника

 

 

Современная художественная гимнастика – это не только суперсложные прыжки, повороты, элементы на гибкость, но и великолепная игра красок на гимнастических купальниках. Точнее, «художницы» теперь выступают не в купальниках, а в платьицах, оформление которых ни в чем не уступает нарядам фигуристов. Гимнастки времен Ирины Дерюгиной или Александры Тимошенко о такой красоте могли только мечтать. В общем, сегодня мы поговорим об истории костюма в художественной гимнастике.

Первым гимнасткам-«художницам» формой для выступлений служило самое обыкновенное гимнастическое трико. Или более привычное нам название – купальник (хотя в нем никто не купается, но слово это «намертво» прилепилось к одежде для занятий разными видами гимнастики). Индустрия спортивной одежды в послевоенное время была еще плохо развита. Тем более в СССР, где ХГ собственно и сформировалась как вид спорта. Купальники изготавливались из обычного хлопка, линяли после первой же стирки и плохо «держали» форму тела. Впрочем, послевоенное поколение, жившее по принципу «не до жиру, быть бы живу», на такие мелочи внимания не обращало. А по части жизнерадостности и умения заряжать своей энергией публику тогдашние девушки-гимнастки дали бы фору любой нынешней   «мисске» (будь она хоть «королева Жмеринки», хоть «мисс Веселенная»).

 

Главное украшение гимнастки – улыбка. Первый призыв в национальную сборную Болгарии (третья справа – будущий главный тренер сборной страны Жулиета Шишманова)

А это – один их первых составов сборной УССР (шестая слева – многократная чемпионка Советского Союза Елена Бирюк)

У трехкратной абсолютной чемпионки мира Марии Гиговой купальники были более чем простенькие – в соответствии с тогдашними достижениями болгарской легкой промышленности

 

Впрочем, надо заметить, что и правила соревнований тех лет не позволяли спортсменкам щеголять на арене в блестящих нарядах. Поначалу вообще предписывалось выступать только в однотонных купальниках. Потом разрешили двухцветные трико, но крупные и яркие рисунки все равно не приветствовались (за нарушения в форме одежды гимнастке снижалась оценка за упражнение).

Во времена Ирины Дерюгиной (а это вторая половина семидесятых) требования к купальникам также были довольно строги. Но ткань, из которой они изготавливались, была уже другой – более эластичной, хорошо подчеркивающей линии тела. В моду вошли белоснежные и даже слегка прозрачные купальники. Поэтому выступления «художниц» (наряду с репортажами о соревнованиях фигуристов) были, наверное, самыми эротическими программами на тогдашнем советском телеэкране. Неудивительно, что вместе с женами-дочерьми-мамами эти соревнования с нескрываемым интересом смотрели и миллионы советских мужчин, истомленных в рамках строгой партийной морали.

 

 

На купальниках Ирины Дерюгиной даже герб СССР выглядел эротично

В начале восьмидесятых в художественной гимнастике произошел резкий скачок сложности упражнений, связанный прежде всего с появлением на мировой арене молодого поколения болгарских  «художниц» – золотых девушек Болгарии, как их называли. Но в плане экипировки каких-то особых новинок этот период не принес. Разве-что новые лидеры мировой гимнастики (Иляна Раева, Лили Игнатова, Анелия Раленкова, Диляна Георгиева, а также советские грации Даля Куткайте и Галина Белоглазова) по сравнению со звездами минувших лет обладали более субтильными фигурами.

Простая форма, но золотое содержание (сборная Болгарии середины восьмидесятых. Третья слева – Анелия Раленкова, вторая справа – Лили Игнатова, третья справа – Диляна Георгиева)

«Одна кожа да кости», – с грустью констатировали мужчины Советского Союза и норовили переключить телевизор на что-то более весомое. Если не на футбол, то хотя бы на певицу Людмилу Зыкину, которая, встав на весы, одна перевесила бы всю сборную Болгарии.

«Вот если бы Зыкину увидеть в купальнике, это было б совсем другое дело», – мечтали любители «фундаментальных» форм 

Впрочем, талантливые фотографы и тогда на турнирах гимнасток умели найти удачно-эротичные ракурсы...

Современные конкурсы красоты отдыхают...

Цвета купальников в восьмидесятые годы стали уже более яркими.

Чемпионка мира в отдельных видах Галина Белоглазова многим запомнилась именно в этом купальнике

В тон купальнику стали подбираться и предметы. Причем, не только лента, но и обруч, мяч, скакалка и даже булавы…

Фокус с булавами от Иляны Раевой

В конце восьмидесятых, когда на спортивном небосклоне ярким светом зажглись две украинские звезды – Александра Тимошенко и Оксана Скалдина, мода в художественной гимнастике оставалась дамой по-прежнему строгой.

Олимпийская чемпионка 1992 года Александра Тимошенко – прекрасный цветок художественной гимнастики

«Революция» случилась  в следующем олимпийском цикле. В 1993 году с целью популяризации художественной гимнастики в мусульманских странах гимнасткам было разрешено выступать в комбинезонах. Правда, исламских ортодоксов такое решение вряд ли обрадовало. Ведь, по их представлениям, ношение женщиной облегающей одежды считается еще большим грехом, чем оголение рук, ног и прочих «запретных» участков тела. С другой стороны, ортодоксы любых мастей – будь они хоть мусульмане, хоть христиане, хоть иудеи, – дочерей своих в художественную гимнастику вряд ли отдают. Однако модная новинка пришлась по душе многим спортсменкам из традиционных гимнастических стран. Во всяком случае, к Олимпиаде в Атланте выступление в комбинезоне стало обычным явлением.

Почти космический сюжет в исполнении россиянки Амины Зариповой

Но и традиционный купальник в сундук спрятан не был. Просто он стал более ярким, с аппликациями и рисунками – не менее причудливыми, чем на картинах художников-абстракционистов.

Именно в этом купальнике Екатерина Серебрянская взошла на высшую ступень олимпийского пьедестала Атланты-96

... Наличие двух разных фасонов одежды расширило возможности спортсменок для самовыражения. Одни гимнастки (как правило, это были девушки с пышными – по гимнастическим, конечно, меркам, – формами) предпочитали традиционный купальник. Облегающий комбинезон только выпячивал лишние граммы. Зато если гимнастка была высокой и длинноногой, и к тому же обладала отличной хореографической выучкой, то удлиненное трико выгодно подчеркивало красоту линий и четкость поз. Поэтому, например, Тамара Ерофеева до появления платьиц почти всегда выступала в комбинезоне.

Костюм Ерофеевой сезона-98. Простенько и со вкусом

Смею предположить, что давние и закоренелые любители художественной гимнастики, несмотря на нынешнее буйство красок на щедро усеянных стразами костюмах, в глубине души скучают за эпохой между Барселоной-92 и Сиднеем-2000. Именно на тот период  приходится расцвет т.н. «старой гимнастики» – основанной не на «работе гуттаперчевого тела», а на сочетании классической хореографии и безукоризненного владения предметом. Именно тогда в мировые лидеры выбились гимнастки высокого (за 1 м 70 см и выше) роста. А удлиненные комбинезоны зрительно еще больше вытягивали фигуру. Вот несколько примеров костюмов  в стиле «классического минимализма». 

Ничего лишнего. Елена Витриченко...

... и испанка Альмудена Сид

Наталья Липковская. Причудливая поза, но строгие линии...

 

После Олимпиады-2000 года правила в художественной гимнастике поменялись настолько, что журналисты их назвали «переворотом с ног на голову». Причем это было не просто фигуральное выражение – у зрителей складывалось впечатление, что чуть ли не большую часть упражнения гимнастки находятся в положении вниз головой...

А вот нововведения, касавшиеся костюма, понравились всем. Отныне гимнасткам разрешалось выступать в коротких юбочках и платьях. Первой на официальном старте в юбке вышла Алина Кабаева – это случилось, кстати, в Киеве, на этапе Гран-при «Кубок Дерюгиной-2001». А к концу сезона – на чемпионате мира в Мадриде – почти все участницы уже были одеты «по-новому, по-модному».

Правда, накануне чемпионата многим пришлось в срочном порядке переделывать юбки – не все внимательно прочитали правила, в которых были некоторые ограничения. Так, ассиметричные фасоны и юбки из лоскутков не разрешались... Со временем техком ФИЖ, поняв, что разнообразие костюмов привлекает зрителей, разрешил и асиметрию, и небольшую бахрому...

Заметим, инициатором введения в обиход юбок была российский тренер Ирина Винер (в то время вице-президент техкома ФИЖ). Недоброжелетели до сих пор твердят, что сделала она это с одной целью – дабы хоть как-то скрыть лишние килограммы Алины Кабаевой. Любимая ученица Винер фигурой и вправду заметно отличалась от «звонких и тонких» Батыршиной, Липковской, Витриченко, Ерофеевой, Бессоновой. Но разве юбкой-мини что-то скроешь?..

 

Новая форма только подчеркивала аппетитные формы Алины Кабаевой

А теперь побередим душу воспоминаниями о лучших программах Анны Бессоновой. И костюмам к ним.

«Украинский сувенир». В этом костюме Аня поднялась на бронзовую ступеньку Пекина-2008

А это ее знаменитое «Лебединое озеро». Здесь Аня – Одилия...

А здесь – Одетта... 

Музыка из самого известного в мире балета всегда была популярной в художественной гимнастике. Для сравнения еще несколько картинок на «лебединые» мотивы.

«Черный лебедь» Ольги Капрановой из олимпийского сезона-2008

«Целая лебединая стая». Сборная России 2010 года

Еще один «лебедь», но не Чайковского, а Сен-Санса. В исполнении олимпийской чемпионки 2000 года Юлии Барсуковой. Юбки тогда еще не носили...

По правде говоря, «птичьей» темой гимнастки (или все же дизайнеры костюмов?) несколько злоупотребляют. Перья и крылья можна разглядеть даже там, где им по сюжету быть не положено.

Это упражнение Ольга Капранова выполняла на музыку из балета «Дон Кихот». А костюм скорее напоминает «лебедя», чем Китри или Дульсинею.  

 

Большинство костюмов, в которых выступают ведущие гимнастки мира, обильно декорированы камнями сваровски. Все это, конечно, создает прекрасную игру цвета, переливаясь под софитами. Но в то же время в гимнастической моде в последнее время прослеживается и некое однообразие.

Понятно, что фасоны костюмов у «художниц» не могут быть такими, как в фигурном катании. Пышные длинные юбки или широкие рукава гимнасткам будут мешать. Да и, по правде говоря, проблема создания художественного образа в гимнастике не стоит так остро. Но взгляд зрителя всегда ищет то, что выбивается из общего ряда. И порой больше всего запоминается костюм простой, но непохожий на другие. Как например, многим запомнилось вот это...

 

...   «маленькое платье» Натальи Годунко

А это знаменитый «Полет шмеля» – упражнение, с которым Годунко стала чемпионкой Европы-2005 и получила «бронзу» ЧМ-2005  

 

... Мы не говорили сегодня о технологических особенностях создания костюмов – это тема отдельного разговора (о дизайнерах, тканях, фурнитуре и т.д.). Заметим только, что стоит вся эта красота, конечно же, недешево. Даже купальник для самых маленьких гимнасток обходится в 500-600 гривен. А цена эксклюзивных нарядов, в которых выступают ведущие гимнастки мира, на порядок выше. Если камней в отделке платья очень много, то оно может стоить и тысячу долларов. К слову, и вес такого платья доходит до килограмма. Так что носить эту «красоту» и тем более прыгать в ней не так-то просто...

В заключение скажу банальную вещь: форма никогда не заменит содержания. И если гимнастка выступает плохо, то ни камни сваровски, ни даже настоящие бриллианты ей не помогут. В конце концов, как сказал поэт, красота – это «не сосуд, в котором пустота, а огонь мерцающий в сосуде»...

Подготовила Светлана НАКОНЕЧНАЯ

Оригинал статьи на http://sport.ua/

admin
Не в сети
Зарегистрирован: 02/06/2011

Спасибо, Mars. Очень интересный материал.

Михал

Спасибо,очень интересно)

марина к
Не в сети
Зарегистрирован: 23/06/2013

Анечка со своими строго сведенными бровками..., показалась неожиданной и понравилась с Лещенко.

Вован

Нынешняя ХГ сильно изменилась по сравнению с 80-90ми годами.И изменилась не в лучшую сторону.Да она стала динамичней,более сложной,но не стала зрелищней. И объсню почему.Да костюмчики блестят и переливаются,ну и что ? Я могу пойти в алмазный фонд,там ещё больше блестит,и блестят бриллианты,а не стекляшки.И кто в этих костюмчиках грациозно танцует- худенькие девочки малолетки.То есть ХГ потеряла свою привлекательность в глазах мужчин.Никакой эротичности не стало.Да ещё какие то юбочки нацепили на купальники .Зачем ? Как редко раньше показывали ХГ по телевизору,и телевизоры были дрянь,какой там Full HD ,но этих моментов я ждал как праздника ! Ах какие девушки были стройняшки ,но всё женское при них! Какие купальники были классные обтягивающие,подчёркивающие девичий стан.Кстати ,не надо врать, Зыкину в таком купальнике видеть совсем не хотелось,это уже плод больного воображения !

Татьяна
Не в сети
Зарегистрирован: 22/02/2013

Вован, гимнастика стала зрелищней. Просто нынешнее телевидение позволяет показаывать значительно более эротичные моменты, нежели купальники художественных гимнасток, поэтому мужчинам и неинтересно стало. А где бы они раньше увидели такую красоту, да нигде, а теперь и искать не надо.Юбоки вам мешают все рассматривать понимаешь ли, с ними очень даже не плохо и никто не запрещает без них шить, только не хотят гимнастки , так им нравится больше.

А зрелищность и так урезают с каждым годом, скоро можно будет переименоваться в спортивные танцы.

Дима

Татьяна, не соглашусь с Вами.

Татьяна пишет:

Вован, гимнастика стала зрелищней. Просто нынешнее телевидение позволяет показаывать значительно более эротичные моменты, нежели купальники художественных гимнасток, поэтому мужчинам и неинтересно стало.

В отличии от того, что сейчас можно увидеть по телефизору, старая форма одежды гимнасток не была пошлой, а была именно красивой. Она подчеркивала красоту женского тела, которую не заменят ни рисунки, ни блестящие украшения. Зачем же скрывать от глаз то, что красиво? К тому же и без юбок есть много места для творчества, как например с купальником Маргариты Мамун, в котором она выступала на чемпионате Европы 2016 года с булавами.
Я и сейчас люблю посмотреть чемпионаты 80-х, 90-х годов. Правда, к сожалению, тогда качество записи оставляло желать лучшего. Нравятся выступления Галины Белоглазовой.

Отправить комментарий
Смайлы
:):D:bigsmile:;):p
CAPTCHA
Вопрос для проверки. Если не хотите его видеть, зарегистрируйтесь - это просто.